Быстрый поиск



Вниманию недропользователей: как исключить риски в сфере экологии?

15.12.2020

Якутия богата полезными ископаемыми, ведётся большая работа по их промышленному освоению. В указанной связи серьёзно стоят вопросы охраны окружающей среды.

Какие права есть у граждан в сфере недропользования? Какие требования должны соблюдаться недропользователями при использовании участков недр и добыче полезных ископаемых? Что свидетельствует об их нарушении и какую ответственностью несут недропользователи за них? Об этом рассказал старший помощник Якутского природоохранного прокурора Данил Вадюхин. 



На основании каких документов возникает право пользования участками недр?

- В силу ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Таким образом, деятельность предусматривающая пользование участком недр является лицензируемым видом деятельности, которым могут заниматься только профессиональные участники рынка - субъекты предпринимательской деятельности.

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 5тыс. рублей; на должностных лиц – до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – до 1 млн. рублей.

Кроме того, в случае если безлицензионной добычей полезных ископаемых нанесен ущерб в размере 2,5 млн. руб. и выше, в соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса РФ установлена также уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев. 


То есть обычные граждане – не предприниматели не могут использовать осуществлять добычу полезных ископаемых?

- Не совсем так. Положениями ст. 19 Закона о недрах предусмотрены определенные гарантии для граждан, позволяющие им использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые и подземных воды на собственных земельных участках или участках, предоставленных в пользование на правах аренды. 


Что понимается под использованием для собственных нужд?

- Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование для целей не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу положений обозначенной статьи граждане могут осуществлять на своих и арендуемых земельных участках:
  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;
  • строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин до водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения.

Проще говоря, гражданину не нужна лицензия для добычи, например, песка на собственном участке, если он не собирается этот песок реализовывать, для строительства подвалов и погребов глубиной до 5 метров. 


Какие обязанности организацией и предпринимателей предполагает пользование участками недр?

- В первую очередь это обязанности по соблюдению отраслевого законодательства – закона о недрах и условий пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии.

Основными условиями пользования недрами являются: внесение платежей как разового, так и регулярных за пользование недрами, сроки действия лицензии, сроки подготовки технических проектов ведения работ, сроки начала работ на участке недр, ежегодное предоставление в территориальный фонд геологической информации о недрах.

Кроме того, к условиям пользования недрами относится обязанность по выполнению требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также проведение работ по рекультивации и консервации нарушенных в результате деятельности недропользователя земель.

Здесь необходимо отметить, что за нарушение условий пользования недрами для обладателя лицензии установлена административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, административное наказание предусмотрено в виде штрафа на должностных лиц - до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - до 500 тысяч рублей.

Кроме того, при нарушении условий пользования недрами уполномоченным органом – Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) может быть принято решение о приостановлении лицензии или её отзыве.

Так, в 2018 году Управлением отозвано свыше 20 лицензий по причине несоблюдения лицензионных условий. В 2019 году – свыше 60 лицензий.


Какие нарушения условий пользования недрами чаще всего допускаются организациями и индивидуальными предпринимателями?

- Чаще всего это нарушения при сдаче информационной отчётности о недрах. Например, в прошлом году по делам об административных нарушениях, возбужденных по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, 22 недропользователя привлечены к административной ответственности за непредставление информационных отчётов о пользовании недрами.

Кроме того, нередки нарушения сроков подготовки технических проектов и сроков начала работ на участках недр, а также нарушения технических проектов в части несоблюдения установленных объёмов добычи полезных ископаемых.

Так, уже в текущем году, свыше 20 недропользователей за подобные нарушения по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры привлечены к административной ответственности с назначением штрафов.

Прежде всего, указанные нарушения допускаются малыми и средними предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями.

Поскольку в настоящее время малый бизнес активно развивается, многие предприниматели задумываются над тем, чтобы получить лицензию на небольшие участки недр с целью геологического изучения и добычи полезных ископаемых, это касается общераспространенных полезных ископаемых и даже золота.

Зачастую берут лицензии на объемы, которые не могут добыть и освоить, либо надеются на предварительные договоренности с инвесторами, а потом инвесторы отказываются, пропадают. Отсюда вытекают нарушения связанные со сроками, предусмотренными лицензионными условиями и техническими проектами, несдача в срок отчетов, поскольку многие заблуждаются и думают, что если работы на участке не осуществлялись, то и отчеты сдавать нет необходимости. Такое бездействие сразу делает недропользователя нарушителем.

Поэтому, хотелось бы предупредить предпринимателей о необходимости соблюдения лицензионных условий, сдаче в срок отчётности, соблюдении установленных сроков и объёмов добычи, поскольку штрафные санкции достаточно велики и могут серьёзно ударить по финансовому состоянию как раз небольших предприятий. 


Как пресекаются экологические нарушения и какая ответственность предусмотрена для нарушителей?

- Действительно помимо обязанности соблюдения отраслевого законодательства в сфере охраны и использования недр на обладателях лицензий лежит обязанность соблюдения Водного, Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации, а также законов об охране окружающей среды и охране атмосферного воздуха.

Иногда недропользователи пытаются экономить на соблюдении обязательных требований по охране окружающей среды. Хотелось бы их предостеречь от пренебрежительного отношения к нормам экологического законодательства. Для обеспечения соблюдения таких требований желательно иметь специалиста-эколога.

Якутской природоохранной прокуратурой и органами государственного экологического надзора на постоянной основе проводятся проверки и контрольно-надзорные мероприятия, организован мониторинг средств массовой информации и сети «Интернет» в целях оперативного реагирования и пресечения нарушений в сфере природопользования.

Помимо административной и уголовной ответственности, законодательством об охране окружающей среды предусмотрено обязательное возмещение ущерба, причиненного природным объектам. 


Имеются ли у нас в республике значимые примеры взыскания ущерба?

- Да. В ходе проверки природоохранной прокуратуры, проведенной в Нерюнгринском районе в 2017 году, установлено, что при осуществлении деятельности по добыче золота на лицензионном участке недр ООО Артель старателей «Нимгеркан», сточные воды с промывочного прибора без какой-либо предварительной очистки сбрасывались в водный объект. Кроме того, использование водного объекта осуществлялось в отсутствие разрешительной документации.

Ущерб, причиненный водному объекту вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод, составил свыше 46 млн. руб.

По постановлению природоохранной прокуратуры общество и его должностное лицо привлечены к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и по ст. 7.6 КоАП РФ за самовольное занятие водного объекта. юридическому лицу и его должностному лицу назначено наказание в виде штрафов на общую сумму свыше 100 тыс. руб..

Также, Якутской природоохранной прокуратурой в суд предъявлено исковое заявление о взыскании с Общества ущерба, причинённого окружающей среде. Решением Алданского районного суда исковое заявление прокурора удовлетворено в полном объеме на сумму свыше 46 млн. руб.

Верховным судом Республики Саха (Якутия) решение суда первой инстанции отставлено без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы Общества отказано. В настоящее время предприятие находится в процессе банкротства.

Поэтому несоблюдение норм законодательства об охране окружающей среды может повлечь еще и негативные финансовые последствия для предприятия. 


Какие обязанности имеются у недропользователей при использовании лесов?

- В случае, если предоставленный в пользование участок недр расположен на территории земель лесного фонда, то использование лесного участка без соответствующих правоустанавливающих документов (договор аренды лесного участка, проект освоения лесов) расценивается как самовольное занятие лесных участков, то есть административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.9 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – до 100 тысяч рублей; на юридических лиц – до 300 тысяч рублей.

К одним из наиболее серьёзных нарушений в сфере лесопользования законодательством отнесены незаконная рубка лесных насаждений, а также их уничтожение или повреждение в результате неосторожного обращения с огнем или источниками повышенной опасности.

За незаконную рубку, то есть в отсутствие разрешительных документов (договор, проект освоения лесов, лесная декларация, акт отвода и таксации лесосеки), повреждение лесных насаждений статьёй 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде штрафа до 600 000 рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также возможно с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.

В случае совершения незаконной рубки в значительном, крупном или особо крупном размере, для виновного лица наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет, предусмотренная ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Значительным размером в указанной статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям, превышающий всего 5000 рублей.

Перед началом пожароопасного сезона в лесах нелишним будет напомнить недропользователям об ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах.

Так, за нарушение указанных правил статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 000 000 руб.

В случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.

Кроме того, с виновного лица взыскиваются затраты государства на тушение лесного пожара и возмещение ущерба, причинённого лесному фонду. 


Как известно нередко добыча полезных ископаемых осуществляется на территориях, где проживают и осуществляют свою традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера. Имеются ли какие-то законодательные ограничения по использованию недрапользователями таких территорий?

- Право на сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов гарантировано ст. 69 Конституции РФ и Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

Согласно ст. 13 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и ч. 3 ст. 15 почти одноименного закона республики пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим такой территории.

Информацию о нахождении на предоставленном участке территорий традиционного природопользования КМНС недропользователям следует получать в Министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).

В целях оценки намечаемой хозяйственной деятельности на территории традиционного природопользования, в том числе работ по добыче полезных ископаемых, на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов в обязательном порядке должна проводиться этнологическая экспертиза.

Проведение обязательной этноэкспертизы предусмотрено Законами Республики Саха (Якутия) «Об ответственном недропользовании на территории РС(Я)» и «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера РС(Я)».

Органом, оказывающим государственную услугу по организации проведения этноэкспертизы, является также Министерство РС(Я) по развитию Арктики и делам народов Севера.

В 2019 году вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия), предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об этнологической экспертизе и нарушение правового режима территории традиционного природопользования.

Так, частью 1 ст. 4.8 КоАП РС(Я) несоблюдение юридическим или физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, требования о представлении заявления о проведении этнологической экспертизы в уполномоченный орган, финансирование или реализация проекта хозяйственной деятельности, подлежащего этнологической экспертизе и не получившего положительного заключения этнологической экспертизы, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - до 100 тысяч рублей.

Поэтому недропользователям, получившим в пользование участки недр, расположенные на территориях традиционного природопользования, необходимо в обязательном порядке подать соответствующее заявление Министерство Арктики во избежание негативных последствий.

Источник: Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия)

Пока нет ни одного сообщения

Добавление сообщения



Copyright © 1999-2024,

Miner.ru - проект группы “Текарт”.

Политика в отношении обработки персональных данных
Карта сайта