Быстрый поиск



Госдума разрабатывает законопроект о запрете открытой перевалки угля в населенных пунктах. Комментарии экспертов

06.07.2017

СМИ сообщили о намерениях депутатов запретить открытую перевалку угля на морских терминалах, расположенных в черте населенных пунктов — соответствующие поправки в законодательство обсуждаются после жалобы жителя Находки в ходе прямой линии с Владимиром Путиным. Сейчас в России насчитывается 23 таких порта, через которые проходит 60 млн тонн угля.

По сообщению издания «Коммерсант» (https://www.kommersant.ru/doc/3344060), после прямой линии с Владимиром Путиным 15 июня, депутаты Государственной Думы намерены решить проблему коренным образом — ограничить открытую перевалку угля в портах городов.

Напомним, во время прямой линии мальчик из Находки Андрей Боль акцентировал внимание главы государства на проблеме пыли, которая возникает при открытой перегрузке угля и доставляет неудобство проживающим в этих районах. Президент пообещал проработать вопрос таким образом, чтобы минимизировать ущерб для граждан и экологии. Сразу после телевизионного эфира о проверках порта Находки объявили Генпрокуратура и Росприроднадзор.

На федеральном уровне председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева и ее заместитель Владимир Панов совместно с инициативной группы депутатов предложили ввести поправки в действующее законодательство. Исходя из разрабатываемого законопроекта, с 1 ноября будут запрещены хранение, обработка и перевалка угля с использованием оборудования открытого типа на морских терминалах в границах населенных пунктов.

Подобное решение вызывало удивление у экспертов: ограничения коснутся 23 терминалов, через которые проходит почти половина твердого топлива. Представители бизнеса прогнозируют огромные убытки, массовые сокращения, а в конечном итоге — потерю позиций отечественного угля на мировых рынках.

5 июля законопроект начали обсуждать на экспертно-консультативном совете Госдумы — и пока преобладают негативные оценки. Правовое управление аппарата Госдумы указало, что поправки приведут к бюджетным расходам, а представители Ассоциации морских торговых портов (АСОП) уточнили, что при принятии закона пострадают современные терминалы, соответствующие строительным и санитарным нормам. За последнее десятилетие перевалка твердого топлива в портах возросла в три раза и сейчас составляет 136,3 млн тонн — в течение этого времени были построены портовые терминалы, не имеющие крытых площадок, однако обладающие современными и эффективными способами устранения выбросов. По данным АСОП, запрет закроет для отечественного угля рынки Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона: общий убыток от снижения экспорта составит 22 млрд рублей.

Один из авторов законопроекта Владимир Панов поспешил успокоить бизнес: проект не предполагает перевалку или дробление в крытых помещениях, только открытое обращение с углем в портах. По его словам, в Думе знают о проблемах, связанных с рабочими местами и налогоотчислением терминалов, поэтому в ближайшее время все смягчающие варианты будут прорабатываться с участниками рынка, среди них — возможная отсрочка, переходный период до вступления закона в силу.

Другой депутат, заместитель председателя по энергетике Дмитрий Исламов, посчитал решение «вредным и не дающим результата». По его мнению, нужно не запрещать перевалку, а обязать терминалы искать современные способы борьбы пылью: экраны, подпорки и орошающие устройства. На сегодняшний день открытую перевалку производят 23 порта, пропускающие около 60 млн тонн угля — по подсчетам Исламова, строительство новых терминалов будет стоить 150 миллиардов рублей и займет минимум 5 лет. Подобный запрет повредит не только владельцам портов, но и стивидорам, угольщикам, железнодорожникам, в результате решения пострадают десятки тысяч человек, а бюджет понесет колоссальные убытки. Кроме того, закрытие терминалов и усложнение логистики приведет к удорожанию угля, что поспособствует потере рынков Азии и Европы.

Еще один эксперт, опрошенный «Коммерсантом», первый заместитель главы Управляющей портовой компании Ирина Ольховская, отметила, что полностью избавиться от пыли не получится — можно лишь ограничить выбросы за счет современных технологий. По ее мнению, необходимы не ограничения перевалки, а контроль портов, которые изначально не предназначались для обращения с углем.

Мы попросили экспертов прокомментриовать новость и задали им несколько вопросов:

  • Ваше мнение по поводу данного законопроекта.
  • Если законопроект вступит в законную силу, отразится ли это на работе вашей компании?
  • Дмитрий Богданов, первый заместитель генерального директора ООО «Каракан Инвест»:
    На наш взгляд проблема неэкологичности перевалки угля является комплексной и решать ее нужно через реализацию комплекса мер и поэтапно, и решить ее лишь запретом открытой перевалки угля одномоментно не удастся. Введение запрета может сильно ударить по всей угольной промышленности страны, пострадают и владельцы портов и РЖД, которые являются основным перевозчиком угля (более 1/3 всех грузовых ж/д перевозок приходится на уголь). Угольщики потеряют возможность поставлять свою продукцию на экспорт, и высвободившиеся объемы не смогут быть реализованы на внутреннем рынке. Отрасль одномоментного столкнется с кризисом перепроизводства и будет вынуждена сокращать объемы бизнеса. Это может привести к сокращению тысяч рабочих мест в угледобывающих регионах РФ, а также в регионах, где расположена портовая инфраструктура. Помимо этого, может сократится объем тарифов получаемых РЖД. На мировом рынке нашу нишу в кротчайшие сроки займут поставщики из Индонезии, Австралии Колумбии и восстановить ее будет не просто.

    Денис Илатовский, директор по логистике СУЭК:
    В случае такого решения, возможности поставки угля на экспорт из России будут сокращены на 40-50%

    Дмитрий Мажоров, старший менеджер отдела внешних коммуникаций управления по коммуникациям и работе с инвесторами:
    Отметим, что воркутинский уголь поставляется потребителям только железнодорожным транспортом, так что этот проект даже потенциально не имеет отношения АО «Воркутауголь».

    Евгений Мастернак, генеральный директор ООО "Компания "Востсибуголь":
    Эта проблема многоуровневая и ее безусловно, надо решать, но постепенно. Введение запрета очистит воздух ближайших населенных пунктов, но создаст еще более серьезные проблемы для нашей страны в целом. Сократиться объем добычи, так как российский уголь не смогут отправлять на экспорт. А внутренний рынок нашей страны сейчас сокращает объемы. Угольные предприятия в связи с этим будут вынуждены сокращать людей, налоговые отчисления в местные бюджеты также сократятся. Пострадают десятки городов и миллионы жителей нашей страны.
    Востсибуголь только выходит на мировой рынок. Возможно, в случае введения запрета мы откажемся от поставки в порты.

    ООО "Стивидорная компания "Малый порт":
    Данный законопроект предусматривает запрет на использование грузовых складов, конвейерных систем, перегрузочного и иного оборудования открытого типа при перевалке (подготовке) и обработке угля на морских терминалах, расположенных в границах населённых пунктов. По итогам 2016 под такое определение попадает 23 терминала в Российской Федерации с объемом перевалки 59,5 млн.тн (43% от всей перевалки угля в России). Численность персонала этих стивидорных компаний составляет около 14000 человек, с учетом вспомогательных служб общая численость составит не менее 20000 человек. Введение указанного запрета вызывает глубокую обеспокоенность, поскольку сделает невозможной перевалку угля на морских терминалах, строительство которых осуществлено в соответствии с действующими нормами, правилами и положительными заключениями государственной экологической экспертизы.
    Кроме того, на основании данных, приводимых в Государственных докладах о состоянии и об охране природной среды, представляемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ежегодный прирост выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта опережает прирост выбросов от стационарных источников и в ближайшие годы их показатели могут сравняться в количественном отношении. Важно отметить, что в ряде регионов, например, в Приморском крае, где осуществляется перевалка угля через морские порты, доля выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта существенно выше доли загрязнений от стационарных источников. Доля выбросов портов при этом составляет даже не десятые, а сотые процентов от суммарных выбросов всех хозяйствующих субъектов. При этом значительное количество загрязняющих веществ, выбрасываемых стационарными объектами, приходится не на угольные терминалы, а на объекты энергетики – ТЭЦ и пр. Таким образом, запретительные меры в отношении оборудования подготовки и перевалки угля, используемого в настоящее время на действующих терминалах, не улучшат ситуацию с загрязнениями атмосферного воздуха. По нашему мнению, меры в принципе должны носить комплексный и сбалансированный характер, а не быть направленными исключительно на один вид источника.

    Пока нет ни одного сообщения

    Добавление сообщения



    Copyright © 1999-2024,

    Miner.ru - проект группы “Текарт”.

    Политика в отношении обработки персональных данных
    Карта сайта